Никаких сравнений. Ибо в этом нет никакого смысла. Пользуясь случаем, хочу лишь заметить то, что давно собирался, но повода не было — советский ленфильмовский черно-белый «Король лир» 1970 года в постановке Козинцева, переводе Пастернака и с музыкой Шостаковича — шедевр. А его исполнительский состав — мощный золотоносный многонациональный актерский и культурный пласт СССР. Да, да, этот фильм не был случайной удачей (практический той же творческой группой был снят и «Гамлет» в 1964 году с Иннокентием Смоктуновским в заглавной роли). Перечислю актеров: Юри Ярвет — Лир. Олег Даль — Шут. Эльза Радзиня — Гонерилья, Галина Волчек — Регана, а еще Карлис Себрис, Регимантас Адомайтис, Владимир Емельянов, Донатас Банионис, Алексей Петренко, Юозас Будрайтис… Это — Имена. Имена талантливых актеров. Но короля здесь не делает свита. Ярвет-Лир невероятен и кажется единственным возможным воплощением шекспировского Лира, а пара Ярвет-Лир и Даль-Шут — единственным, на мой взгляд, максимально приближенным к тональности автора, воплощением шекспировского дуэта.
Но я отвлекся, поскольку хотел поделиться впечатлением от новой английской версии «Короля Лира» 2018. Пусть вас не напугает тот факт, что Шекспир здесь осовременен, а события более чем 400 летней давности перенесены режиссером Ричардом Эйром в XXI век. Признаюсь, меня он поначалу смутил. Но хорошее кино такая вещь, что в конце концов, я даже перестал замечать английских пехотинцев вместо рыцарей, пистолеты вместо мечей, автомобили вместо всадников и даже мордобой без правил вместо поединка Эдгара и Эдмунда… Причина моего буквального погружения в этот фильм — весьма существенна. Это — сэр Энтони Хопкинс в роли короля Лира. О, да, это кино Хопкинса! Он держит на себе весь фильм. Он, слившись по возрасту со своим героем и с шекспировским текстом, поразительным образом удерживает внимание с первой и до последней минуты. Нет, нет, актеры играющие вместе с ним ни в коем случае не стаффаж и сюжетные линии с их героями существуют, но они словно обрамление, в котором блистает 81-летний Энтони Хопкинс.
Не хочу сравнивать две ленты, но все-таки скажу — «Король Лир» 1970 — мощное энергетическое многофигурное притчевое полотно-панорама, «Король Лир» 2018 — глубокий, написанный кистью мастера, портрет человека.
Да, шекспировская пьеса тяжела, но попробуйте как-нибудь под настроение пересмотреть/посмотреть и старую советскую ленту и новую работу великого английского актера. Они обе безусловно заслуживают внимания.
А вообще, я где-то прочитал, что Создатель все сотворил правильно, а вот люди все испортили. Испортили душевной холодностью и слепотой, амбициями, алчностью, завистью, клеветой, предательством. Шекспир об этом напоминает. Спасибо ему.