Признаюсь, некоторые фильмы я смотрю потому, что вокруг них идет роение — все жужжат про новое слово в киноискусстве, про новизну сценарного заявления, про режиссерские новации, про новоявленных талантливых актеров. Признаюсь, некоторые фильмы я смотрю потому, что хочу быть в курсе. Хочу иметь собственное мнение.
Так и с «Капитан Волконогов бежал» случилось. То тут, то там слышал я про награды, которые получила лента. А еще про актеров слышал, которые возвращают надежду на то, что не выдохлось отечественное актерство, что не перевелись еще таланты.
Не стану раскрывать сюжетную канву тем более, что она незатейлива. Фильм про 1938 год. Про время массовых арестов, наветов, доносов, чисток, допросов, троек, ссылок и расстрелов изменников, вредителей, врагов народа. И вроде бы понятно, что страшно это все до жути, до холода по спине, что читано-перечитано в версиях, не подлежащих сомнениям (см. тексты Солженицына, Шаламова, Домбровского, Гинзбург, Трифонова), что нельзя уже правдивее, больнее, тоньше и горше про все это рассказать… И оказывается, все так — правдивее, больнее, тоньше и горше не получается, а вот фантасмагоричнее, стильнее, кинематографичнее и, в конечном итоге, плакатнее — пожалуйста.
Первые полчаса фильма я понимал, но не понимал кто все эти крепкие молодые люди в малиновых трикотажных костюмах с лампасами, как у советских воздушных гимнастов под куполом советского цирка, грудь которых перекрещена портупеей с кобурой, а на ногах высокие шнурованные ботинки. Кто эти, поющие «Полюшко-поле» и танцующие мальчики, которыми руководят дяденьки в черных футуристических плащах, черных рубашках и красных галстуках. Так представили мне — зрителю сотрудников НКВД, чтобы легче воспринимались, ну, как герои вселенной Marvel. Постепенно до меня начало доходить, что это творческий полет фантазии сценаристов и постановщиков. Что выдумки все это, несмотря на ох какой невыдуманный повод.
А дальше я наблюдал триллер-погоню пополам с притчей. в которую были вставлены пытки, дидактика, моралите и неизвестно откуда взявшееся утилитарно-бытовое религиозное чувство.
Открылось все, когда фильм закончился и поползли титры, в которых одной строчкой было объявлено, что все события и персонажи фильма являются вымышленными, а все совпадения — случайными.
В результате получился комикс, шоу с размыливанием и обессмысливанием человеческой трагедии. Понимаю, что псевдоисторичность ныне в большом почете и подменить посконную, голую, страшную правду, подкрасить ее, добавив наряды, танцы и песни, в порядке вещей.
Мне возразят — это иносказательность, метафоричность художественного высказывания и авторская видение. А я отвечу, что мне это больше напоминает современный творческий подход с обязательным прицелом на эпатажность и скандальность. И, судя по наградам, за рубежами это сработало (фильм по-моему — очень для внешнего зрителя, не слишком разбирающегося в теме, не слишком ее чувствующего)
А еще я хочу заметить господам кинематографистам, снявшим фильм, что ВСЕ СОБЫТИЯ И ПЕРСОНАЖИ, которые были ими экранизированы, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫМИ, А ВСЕ СОВПАДЕНИЯ — НЕСЛУЧАЙНЫ. Эту правду невозможно перепридумать.
И последнее. Актеры, занятые в фильме в больших и маленьких ролях, действительно, очень и очень хороши. И Юра Борисов, и Тимофей Трибунцев, и Александр Яценко, и Никита Кукушкин и Юрий Кузнецов и Максим Стоянов и Виктория Толстоганова.
Комментарий:
Я считаю, что в человеческой истории (которая, увы, мало кого чему-то учит) есть такие вещи, которые не подлежат забвению. И о них, пока человек является человеком, нужно помнить. Но старательно видеть в дне сегодняшнем отзвуки прошлой истории и периодически во всеуслышание объявлять 37 год наступившим, стало модно. Это стало признаком декларативной смелости и демонстративного свободомыслия. Хотя, на мой взгляд, современное кликушество, как и кликушество вообще — лишь эквивалент истерического припадка (способного, правда, индуцировать окружающих и приводить к массовому психозу). Повторюсь, помнить о чуме, которая некогда уничтожила треть населения Европы, необходимо. Но всякий раз бежать к врачам с криками: «Чума! Чума!», приняв прыщик на руке за чумной бубон, не лучшее решение. Полезнее самостоятельно обработать прыщик антисептиком и сделать наклейку с марлевой салфеткой, а если покраснение и воспаление не уменьшатся через пару дней, сходить к доктору. Да, чума дает нестойкий иммунитет и переболев ей, человечество не оградило себя от повторения (не зря будущим докторам вдалбливают в голову тему особо опасных инфекций). Но надо жить. Жить, не веря в дурные пророчества. Жить с памятью и надеждой, жить не под гнетом, не под перманентным страхом того, что страшные времена могут вернуться. А если уж бояться, то чумы душевной, захватывающей, извращающей и опустошающей цивилизацию изнутри. Но тут уж каждый решает сам — хочет он ей заразиться или нет.
комментарии: 1 ПРОШЛОГОДНЕЕ КИНО / КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ 2021 (РОССИЯ, ФРАНЦИЯ, ЭСТОНИЯ)
q3qf90