Совершенно случайно заметил в картинках гугла фрагмент картины «Гадалка» французского художника Жоржа де ла Тура, написанной им в период между 1630 и 1639. Мое внимание привлекло замечательное лицо девушки — его удивительная свежесть, незамутненность, чистота и правильность черт. И, наверное, отдав должное мастерству живописца, я бы закрыл картинку, если бы не одна деталь… Глаза. Особая живость глаз. Мне она показалось чрезмерной — глаза жили какой-то своей жизнью на почти застывшем лице. Они внимательно контролировали что-то и кого-то! Это меня заинтересовало, я решил посмотреть картину целиком. И тут меня ждал сюрприз! На картине был изображен молодой господин, окруженный женщинами, одна из которых — старуха, берет у него монету и гадает ему по руке. Остальные же — молодые, в том числе и наша героиня, обирают разиню! Да, да, пока старуха морочит господину голову, одна девушка аккуратно извлекает из его кармана, по всей видимости, кошелек, а «свежая и незамутненная» особа, одними глазами контролируя реакцию жертвы, ловко снимает с него украшение висящее на цепочке… Кто все эти женщины? У меня тоже возник подобный вопрос. Со слов комментаторов картины, все они, оказывается, — цыганки, занимающиеся обычным и привычным для цыганок делом — обманом и воровством. Если внешность трех не вызывала сомнения в их национальной принадлежности, то что здесь делает белолицая девушка с острыми глазами на ангельском лице? По утверждениям искусствоведов, она — тоже цыганка! «Эта фигура — дань популярному в Западной Европе мифу о похищениях цыганами детей из благородных семей». Дальше можно было бы развить душещипательную историю о судьбе девушки украденной из аристократической семьи и кочующей с табором. Но я этого делать не стану. К чему я написал об этом? К тому, что одна вовремя замеченная деталь может привести к важным выводам. Несущественных деталей не бывает. Кстати, Жорж де ла Тур — художник замечательный, хотя и есть мнение, что эта работа, хранящаяся в Метрополитен — искусная подделка. Я прочитал, что его, совершенно забытого, вновь «открыли» только в 1940-х годах.