ПОШЛИ В МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА / ТЕПЕРЬ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОШИБЛИСЬ ДВЕРЬЮ

СХОДИЛИ В ТЕАТР

 

Прошу мои ощущения от спектакля «Враки или завещание Барона Мюнхгаузена» в МХТ им А. П. Чехова считать только ощущениями не слишком насмотренного, рядового зрителя.

Три с половиной часа. Три часа шутовства и паясничанья с единственной целью — пересказать, нет, буквально проиллюстрировать отдельные хрестоматийные эпизоды из жизни Барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена и небылицы Барона Мюнхгаузена — героя Распе. Плюс последние полчаса, отданные моралите, трюизмам и псевдофилософским сентенциям.

Три с половиной часа суеты, невнятицы и отсутствия смысла. То есть, смысл был — поверхностный, очевидный, поразительно простенький, как на детском утреннике. Я совершенно не против детских спектаклей с веселой кутерьмой, но это ведь МХТ. И это странное ощущение, когда как ни стараешься, не можешь уловить ни намека на какой-то второй план, переосмысление образов, режиссерское прочтение героев, авторскую, пусть даже осовремененную, трактовку их поступков, мыслей, эмоций.

Все плоско-образовательно — для тех, кто не читал книжку. Юмора почти нет, а тот, что есть — толст, уныл и невесел. Сатиры нет. Барон — не барон. Радости нет. Беготня.

 

В середине первого акта я был в смятении. А к его концу перестал понимать зачем все это бурление на сцене. Идея и замысел размыты и не считываются. Хаос, но с именами героев, взятыми из фильма Марка Захарова и Григория Горина.

В антракте я потрудился заглянуть в программку премьерного спектакля и, кажется, все понял. Автор пьесы, режиссер и художник-постановщик — Виктор Крамер, един в трех лицах. Но самое главное я почерпнул из страницы, посвященной перечислению его заслуг, наград, премий, призов, почетных грамот, благодарностей самого высокого ранга и несметного числа проектов (цитирую: «государственного, общегородского и международного значения»), что В. Крамер был главным режиссером «Академии Дураков» Славы Полунина, с которым ставил «Снежное Шоу». Да, да, еще ставил драматические, оперные спектакли, мюзиклы в разных театрах мира, но сдается мне, что главное режиссерское кредо — фарс. И все было замечательно, если бы в анонсе спектакля было написано: «Буфф-фантазия. 12+». Но ведь никто не предупредил. Вероятно, этим и объяснятся тот факт, что в антракте зрительские ряды поредели. Люди уходили, грешно сказать, уходили с Хабенского. Уходили с популярного актера. Уходили с худрука МХТ им. А. П. Чехова.

А мы остались, поскольку не ищем легких путей в искусстве, решив дождаться, чем же все это закончится. А оно все не заканчивалось. Демонстративно не заканчивалось. И у меня, человека воспитанного, образованного и прежде всего полагающего недостаток понимания у себя самого, на фоне этого безнадежного зрелища в голове возникли вопросы: а вот интересно, кидают ли сегодня в театре на сцену несвежие помидоры, актуально ли? Но я гнал их от себя. Действительно, попадет актерам, а они ведь люди подневольные — играй, что дают. И актеры, как мне показалось, старались, но в самодеятельной постановке шоу «Колобок» крайне сложно явить шекспировские страсти, психологизм, личностную драму, переживания героев и заставить сопереживать им зрителя. Все, кто был на сцене, совсем по-мюнхгаузеновски, что есть сил тащили себя за волосы из болота, но безуспешно.

Концовка спектакля поставила жирную черную точку — Мюнхгаузен почему-то стал чайкой, но не чеховской, а гигантской, клювастой и головастой. Со стаей также чаек он отправился на небеса — привет Ричарду Баху и его Джонатану Ливингстону.

Нет, нет, это, конечно, современный театр с многочасовым действием, вставными развлекательными номерами, не понятно зачем и откуда взявшимися народными напевами, приступами абсурда и клоунады, иммерсивными «выходками» в зрительный зал и техническими диковинками — один воздушный шар на сцене в натуральную величину в виде белого медведя чего стоит… Но это не театр. Вернее, не мой театр.

Видеопроекции и сценография — да, хороши, но чего они стоят без театрального смысла, затрагивающего подтекста, без неуловимой театральной субстанции, заставляющей волноваться и трепетать, смеяться и плакать, той самой, которая между строк, между реплик, между жестов, которая в паузе.

2022

Ответить:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Подвал сайта